Фототур в Шотландию в августе 2016

Начало лета в этом году в Ирландии выдалось дождливым, и я надеялся, что в Шотландии смогу отдохнуть от бесконечных ливней, но увы - прогноз не обещал ничего хорошего. А еще в августе в Эдинбурге проходит фестиваль уличных представлений, и везде толпы народа – снимать архитектуру почти невозможно. Но с другой стороны, для любителей портрета и жанра – это отличное время!

Итак, я с туристами в Шотландии. Наш отель расположен в самом центре столицы - буквально за углом возвышается собор Св. Эгидия. Каждый раз, приезжая в Эдинбург, я надеялся сделать удачный снимок этого грандиозного строения, но всегда что-то мешало. А в этом году все вроде бы сошлось: и удобное проживание, и хороший свет... Но расставленные повсюду для участников уличного фестиваля сцены, доски объявлений и многочисленные мусорные баки свели на нет желание снимать.

Каждое утро мы уходили подальше от центральных улиц либо вообще уезжали за город. Одна из самых удачных точек в окрестностях Эдинбурга – это мосты через реку Форт. Как раз сейчас возводится новый, так что вскоре добавиться еще одна локация.

Утром, когда мы по темноте идем к машине, город еще спит. Лишь у клубов толпится полуживая молодежь.
Когда возвращаемся после съемки – Эдинбург уже просыпается. На улицах появляются машины, преимущественно такси, открываются магазины и сувенирные лавки, у отелей кучкуются туристы, готовые отправляться на автобусные экскурсии.
Позавтракав, мы забрасываем вещи в машину и отправляемся в глушь - толпы туристов это не для нас. К вечеру добираемся до Скай. По всей дороге от Эди до Скай наблюдаем изменения погоды: от солнечной с переменной облачностью, к тяжелым тучам и проливному дождю. Штормовой прогноз, услышанный по радио еще в Эдинбурге, сбывается по полной программе: когда мы добрались до замка Эйлинн Донан, ветер болтал машину из стороны в сторону, пытаясь скинуть нас на встречную полосу. Благополучно добравшись до замка горцев, в немногочисленной толпе таких же психов, мы сделали пару драматичных кадров.

Ночью я проснулся от барабанящего по окну дождя и сумасшедше завывающего ветра. Стало ясно, что режимного рассвета нам не видать. Зато получилось спокойно позавтракать копченой макрелью и яйцами бенедикт.

Одна из классических точек Ская – это мост в Слигачан. Эту деревушку пропустить невозможно, там все делают остановку по пути на Скай. Наша запланированная остановка превратилась в незапланированные посиделки в баре. Попытки установить штативы полностью провалились – их сдувало прочь, не помогали даже утяжелители в виде рюкзаков. Ветер выбивал слезы из глаз, в видоискатель смотреть было не возможно! В общем, устав бороться со стихией, мы вернулись в теплое нутро бара и расположились поближе к камину. Смешно сказать – растопили камин в августе, чтобы согреться! Впрочем, в Шотландии такие сюрпризы случаются регулярно.
Бар в Слигачан - это классический перевалочный пункт для путников, путешественников, туристов. На стенах - фотки горных пиков, троп, карты маршрутов, образцы снаряжения. Бар славен весьма неплохим набором виски! Мы заказали кофе с десертами и с интересом разглядывали посетителей.
Вокруг камина расставлены стулья, на которых висит мокрая одежда: штаны, куртки, кофты. От них поднимается легкий пар. На полу под стульями с той же целью расставлена обувь. За несколькими столиками вокруг сидит куча разутой и раздетой походной молодежи. Одни радостно что-то обсуждают, другие уткнули носы в телефоны, третьи – трапезничают. Последние дни погода не балует. И мы мысленно радуемся тому, что нам не надо идти пешком, что возле бара припаркована наша надежная машинка. Под соседним с нами столиком, который занят двумя парнями, положив морду на лапы, лежит собака. Молодые люди разговаривают на языке жестов. Один из них вдруг наклоняется к собаке и начинает бить себя в грудь в стиле Тарзана. Собака счастливо взвизгивает и бросается облизывать лицо хозяина - такие вот суровые нежности.
Бар заполняется все новыми и новыми людьми, которые хотят обогреться и поесть, поэтому мы освобождаем столик и отправляемся дальше.
Без особой надежды, едем в залив Элгол. Штормит. Нужно очень аккуратно выбирать точку, чтобы не окатило волной. Но это не спасает. Налетел дождь, и пока мы добежали до машины, были уже с ног до головы мокрые. Я никогда не думал, что в августе может пригодиться подогрев сидений в машине!

Возвращаясь в отель уже в сумерках, столкнулись с оленями. Сначала на дорогу вышел гордый одинокий самец. Он появился неожиданно, и пришлось резко тормозить, так как он совсем перегородил дорогу. Олень в упор бесстрастно смотрел на нас, и было в этом взгляде что-то гипнотическое. Я не мог оторвать от него взгляд и только боковым зрением заметил, что через дорогу перебежало небольшое стадо. Когда последний олень перемахнул через обочину, вожак развернулся и поскакал следом. Заснять эту стремительную красоту мы даже не пытались...

Дождь не прекращался всю ночь и продолжал идти утром. Высунув носы из-под теплых одеял, мы поняли, что утреннего восхождения к Старику не будет. Дождь прекратился только к обеду, и толпы соскучившихся, засидевшихся в пабах туристов вывалились на улицы.
Машины с трудом пытаются разъехаться на узких шотландских дорогах, периодически сталкиваясь мятыми боками. С трудом мы втиснули нашу машину между другими у обочины. Немного отойдя, слышим звук "металлического поцелуя" - у кого-то еще один помятый бок. Вокруг пострадавшей тачки скапливается народ, что еще больше тормозит движение.
По пути к маяку, мы вновь проезжаем бар в Слигачан. По традиции заходим на кофе с десертом. Сегодня здесь все по-другому. Сквозь облака периодически пробивается солнце, ветер не роняет штативы и не срывает шляпы с туристов, никто не сушит одежду в баре у камина, но народу здесь все так же много.
К задворкам замка Данвеган ведет утоптанная тропинка вдоль забора. Перед самым замком тропинка забирает влево и скрывается среди деревьев. Оттуда замок снимать неудобно. Из-за забора можно, но скучно - нет переднего плана. За забором из колючей проволоки, в заводи перед замком призывно качаются на волнах длинные пряди водорослей. Мы сооружаем на скорую руку мостик из найденного тут же хлама и перемахиваем через колючую проволоку. Отлив позволяет зайти подальше в водоросли и сделать отличные кадры. Неожиданно из окна замка высовывается бородатая физиономия местного берримора, который что-то кричит про частную территорию. Захотелось дерзко ответить ему про общедоступность нейтральных вод, но бэрримор уже вышел из замка и любезно, но настойчиво сопроводил нас к воротам.

На самую западную точку острова Скай мы приехали задолго до заката. И у меня в кои то веки получилось спуститься вниз к маяку! Оказалось, здесь есть канатная дорога, которая когда-то помогала снабжать маяк и близлежащие коттеджи. В 2002 году владелец маяка сделал платный въезд на парковку, что вызвало негодование не только у туристов, но и у местных. После недолгих прений, плата была отменена, и горе-коммерсант продал маяк. Сейчас у маяка другой владелец и он уже не пускает туристов внутрь, позволяя только внешний осмотр.
Закат закончился, свет ушел, и мы возвращаемся к машине. Мимо нас по направлению к точке несется китаец, на ходу раскладывая штатив, за ним семенят две спутницы с рюкзаками и камерами. Жаль чувака, закат он пропустил…

Утром мы покидаем Скай, традиционно под дождем. И что удивительно, как только мы пересекли мост на остров, погода стала меняться. Когда мы добрались до Форт Уильяма, уже во всю сияло солнце.

На утреннюю точку следующего дня мы приехали заранее, и было достаточно времени, чтобы спокойно найти тропу и спуститься к реке. Но поскольку на всех были сапоги, я принял волевое решение ломиться напрямик, через заболоченные вересковые поля.
На пути нам сначала попалась пара луж, потом - лужищ... Река приближалась, и становилось как-то слишком топко.
- Жень, может, обойдем? - послышалось сзади осторожное и разумное предложение.
- Да я здесь каждый сантиметр знаю, - отвечаю самоуверенно и делаю шаг вперед.
И проваливаюсь по колено, моментально почувствовав, как в сапог устремляется вода. Что вы делаете, когда одна нога вязнет в трясине? Правильно, вы рефлекторно переносите вес на вторую, пытаясь себя вытянуть. Через секунду уже обе мои ноги были в луже, причем не по колено, а гораздо выше.
После нескольких секунд замешательства и панических мыслей "что делать?", я услышал за спиной знакомый звук раскладываемого штатива. Поскольку на болотах деревья не растут, и согнуть какое-нибудь мне в помощь не представлялось возможным, заботливый Денис Владимирович приступил к спасательным работам, решив использовать дорогое приспособление для извлечения меня из топи. Я расхохотался. Прям до слез! И вытащил себя за волосы из трясины, причем, ни один сапог не потерялся. А хлюпающая вода, оказывается, согревает! Теперь мне было все нипочем, и я напролом дошел до точки.
Рассвет был великолепным, так что все компенсировалось.
Хорошо, что с собой была сменка, так что потерь никаких, кроме пары носков. Но это, так сказать, жертва богине рассвета.

Но рассвет - это все, что мы получили в этот день. В отель на завтрак мы возвращались уже под дождем, и впервые за все многочисленные шотландские поездки, я снимал паровозик Гарри Поттера в непогоду. Причем обычно машинист, зная, что перед мостом Гленфинн толпятся фанаты поттерианы, выпускает мощные клубы дыма. Но сегодня, похоже, он решил, что должного эффекта не будет, и пустил жиденькую струйку в самом конце, уже съезжая с моста. Все восемьсот пятьдесят три терпеливо мокнувших зрителя остались разочарованы.
Дождь льет весь день. Лежу в отеле на кровати. В окно сквозь капли виден Бен Невис. Его верхушка со вчерашнего вечера скрыта в облаках. Они то поднимаются выше, к самой макушке, то опускаются почти до середины. Прямо под окнами отеля находится Каледонский канал, который соединяет Северное море с Атлантическим океаном и разрезает Шотландию на две части. Сейчас канал используется в основном для прогулок, и при желании, отсюда можно добраться прямо до Лох Несс.
На батарее после утреннего приключения сушатся сапоги, и после дневных похождений - ботинки. Тренькает телефон, я надеваю последние сухие кеды и спускаюсь к спутникам скучать в местный паб, там по телеку показывают какой-то матч.

Утром, просыпаюсь от гудка парохода. Очередной прогулочный кораблик спускается по шлюзам в Лох Линне. Палубы пусты, все пассажиры спрятались за панорамными окнами, тщетно пытаясь что-то разглядеть сквозь дождь.
Мы уезжали из Форт Уильяма под шум дождя и свист паровозика. Он поехал приветствовать очередную группу фотографов. Надеюсь, они получат сегодня больше пара и меньше воды за шиворот.
Останавливаемся перекусить в придорожном пабе. Вместе с нами заходит группа туристов из экскурсионного автобуса, но их, к счастью, определяют в отдельный зал. Мы находим свободный столик и усаживаемся.
Импозантные бармен и официанты наряжены в килты. Публика довольно разношерстная, но в основном здесь туристы. Вот немцы громко обсуждают меню, французы фотографируют интерьер (здесь почти музей), пара бэкпекеров забаррикадировалась своим барахлом, развесила на спинки стульев пончо для просушки (привычная картина в последнюю дождливую неделю). За соседним с нами столиком сидят несколько тетушек, похоже, американки, и заказывают вторую бутылку вина. Мы заказываем фирменные бургеры.
Над нами в рамке - скан первой страницы книги о национальном шотландском герое "Жизнь и история Роб Роя". Кстати, слоган паба такой: "Если паб был хорош для Роб Роя..."
Рюкзачники просушились, навьючили на себя весь свой скарб, и вышли в дождь.
Пора и нам. Когда мы выходили, веселым американским тетушкам принесли уже третью бутылку.
Чуть позже, на выезде из города, мы встретили понуро бредущих вдоль дороги бэкпекеров из паба, безуспешно пытавшихся тормознуть машину. К сожалению, у нас свободных мест не было...

Вернувшись в уже ставший родным отель в Эдинбурге, мы поснимали персонажей на уличном фестивале, поужинали, посмотрели салют. Утром следующего дня я пробежался по тихим столичным улицам, потом отвез туристов в аэропорт и после обеда улетел домой. Ирландия за время моего отсутствия успела основательно просохнуть.