Фототур в Шотландию в июне 2014

Время еще раннее, и на дорогах относительно мало машин. Я еду на юг от Эдинбурга на разведку новых точек. Мой клиент прилетает вечером. Этот фототур индивидуальный, что для меня ново, а потому интересно вдвойне.
Но  до встречи еще далеко, и я направляюсь к виадуку Лидерфут. Мне нравятся мосты и этот я давно хотел сфотографировать. Несмотря на раннее время, на парковке уже стоит пара машин - это местные приехали выгуливать своих многочисленных собак.
Лидерфут соединяет два берега реки Твид. На виадук можно смотреть с соседнего моста, но хочется снять его с нижней точки. Подхожу к воротам и пока раздумываю, могу ли воспользоваться отсутствием запрещающих табличек и проникнуть на частную территорию, с другой стороны подъезжает машина. Из нее выходит фермер в вязаном свитере и сапогах, открывает  ворота, возвращается в машину, выезжает за ворота, останавливается, снова выходит из машины, чтобы их закрыть...

- Доброе утро, скажите, а можно спуститься к реке?
- Можно, но только без машины.
- Нет, нет, я пешком. Спасибо!
- И ворота не забудьте закрыть!
- Да, конечно.
- Хорошего дня!
- До свидания!

Когда возвращаюсь после съемки, у ворот вижу мнущихся туристов, так же желающих проникнуть на закрытую территорию. Я с видом бывалого разрешаю им войти: "Но без машины и ворота потом не забудьте закрыть!".
Иду на мост снять полную панораму виадука. На мосту стоит местный житель и что-то разглядывает в бинокль.

- Птицы? – спрашиваю.
- Да, ястребы. Хочешь посмотреть? – протягивает мне бинокль.
- Спасибо. - Я прикладываю бинокль к глазам. - Вы их тренируете?
- Нет, это дикие птицы. Я просто наблюдаю. Это мать с двумя птенцам. Видишь, вон один сидит на перилах.

Один птенец действительно сидел на одной из опор виадука, а мать со вторым кружила в небе. Я еще немного поглазел на птиц, вернул бинокль и пошел снимать намеченную панораму.

В пяти минутах от Лидерфута находится городок Мелроуз, а там - развалины старинного цистерианского аббатства, построенного в 12 веке. В свое время аббатство было крупным религиозным и административным центром. На его территории захоронено много шотландских королей, среди самых примечательных захоронений - сердце легендарного короля Роберта Брюса.
Цистерианцы были аскетами и не гнались за красотой, но аббатство и сегодня выглядит внушительно. К сожалению, в первозданном виде оно не сохранилось, но все равно производит впечатление. Даже пасмурная погода его не портит ...

Времени после визита в аббатство у меня оставалось достаточно, и я решил добраться до англо-шотландской границы, посмотреть на Адрианов вал - оборонительное укрепление, построенное еще римлянами.
Как оказалось, между нынешней границей Шотландии и некогда реальной границы Римской империи (и собственно Шотландии) - приличная разница в несколько десятков километров. И вот я уже мчу по дорогам старой доброй Англии в поисках следов древних римлян. Адрианов вал - обычная каменная стена - тянулась когда-то от одного берега острова до другого и являлась фактической границей Римской империи. Местами вал был укреплен военными фортами. В одном из таких сохранившихся фортов сегодня устроили целый аттракцион с экскурсиями, сувенирной лавкой и кучей туристов. Но достаточно проехать несколько километров, и можно увидеть стену такой, какой она была при римлянах. И даже потрогать руками древние замшелые камни, на что у меня, к сожалению, не оставалось времени. Я отправляюсь дальше, к восточному побережью.

По пути к замку Бамбург еще успеваю завернуть в Алнвик. Старый город окружен крепостной стеной. Оставляю машину на парковке и захожу в город через старинные арочные ворота. К сожалению замок уже закрыт, поэтому ограничиваюсь прогулкой по улочкам. Алнвик по сей день сохранил старинный средневековый дух. Входы и выходы из города - через старые ворота. Внутри - узкие, частично мощеные улочки. Это типичный старый британский городок, здесь наверное можно было бы снимать исторические фильмы. Фильм я снимать не стал, но как локейшн-менеджер сделал несколько снимков.
Через маковые поля еду к замку Бамбург. Замок, который в русскоязычных источниках называют Бамбуро, возвышается на скале над песчаным берегом северного моря. В отлив здесь можно поймать неплохие отражения.

Следующие два дня я и мой попутчик Роман, увлекающийся искусством и архитектурой, провели в Эдинбурге. Старинный Эдинбург просто создан для съемок городского пейзажа, но в принципе здесь найдется работа для любителей разных жанров, тому способствует все вокруг - узкие средневековые улочки, старинные церкви, волынщики и спешащие по своим делам шотландцы в килтах...
На закатную съемку в один из дней мы забрались на холм Калтон. И хотя погода, как говорится, не способствовала - небо было затянуто тучами - мы все же решили взглянуть на Эдинбург сверху.
С холма отлично просматривается линия горизонта, и у нас появилась надежда, что солнце еще появится из-за туч. Мы разложили штативы и стали терпеливо ждать. Свинцовое небо над головами не подавало никаких оптимистичных знаков , туристы и влюбленные начали потихоньку расползаться. Мы остались практически одни. И вдруг! В тонкую полоску между тучами и горизонтом выглянул лучик, сначала слабый, но чем больше солнце вываливалось из-за тучи, тем ярче и насыщеннее оно становилось. Крыши города залило маджентой. Туристы и парочки с возгласами "Oh my god" примчались назад, и закат был фактически расстрелян. Счастье пейзажного фотографа, оно ведь скоротечно... 60-90 минут утром и столько же вечером. Сейчас же эйфория продолжалась всего 5 минут. Было ощущение, что на красной дорожке появилась кинозвезда, и все репортеры судорожно защелкали затворами, но звезда быстро удалилась и затворы замолчали. Парочки начали расходиться, теперь уже окончательно.

На третий день мы отправились в Хайлендз и по дороге заехали в часовню Росслин, чтобы приобщиться к тайнам масонов. Часовня стала знаменитой после того, как Дэн Браун упомянул ее в "Коде да Винчи" и она засветилась в одноименном фильме. Мы  побродили в подземельях часовни в поисках мистики и тайн, ничего не нашли, масонами не стали, выпили кофе в местной кафешке и поехали на остров Скай.

Предполагалось спокойно заселиться в отель и поехать снимать замок Элин Донан с вечерней подсветкой. Однако планы неожиданно поменялись. Впервые за всю историю бронирования, меня подвел Букинг: в отеле, куда мы приехали с уверенностью, что нас там ждут, о нашей брони и не слыхивали. И номеров свободных не оказалось по причине уикенда. Хозяйка отеля вошла в положение и стала обзванивать знакомых коллег и просто ближайшие гостиницы. Увы, мест нигде не было либо предлагались дорогущие люксы. Пока дама спасала ситуацию, я листал интернет. После непродолжительных мучений койки нашлись, правда несколько в стороне от намеченного маршрута. Уже почти в темноте мы попали в  наш новый отель. Он, конечно, шикарен, но теперь нам придется дольше добираться до точек. Эх, Букинг, Букинг... Чуть позже я выяснил, что надо было звонить им по круглосуточному номеру и заставить заселить нас, ибо это был их косяк. Надеюсь, больше такого не повторится...

Следующий день мы катались по Скай: море, водопады, долина Фей, лохматые коровы... На закат поехали к маяку Nest Point. Погода была отличной, и каждые 10 минут мы останавливались поснимать. А вот когда добрались до маяка, счастье кончилось: чистое небо, которое было над нами, перегородила темная полоса густых туч над горизонтом, в которые и решило сесть солнце. Тем  не менее мы добросовестно отснялись, и поехали обратно в отель.

Сна оставалось полтора часа. Не спать совсем - не вариант, впереди целый съемочный день. Поэтому хоть полтора часа, но надо отдохнуть. Подъем в 2.30, на небе звезды - едем к Старику из Сторр. В это время на Скай все спят, единственная опасность - бродящие в темноте животные, которые могут выскочить  под колеса. Нам повезло, никого не сбили, в целости и сохранности добрались до места. На парковке у Старика оказываемся в 3.10 в гордом одиночестве. Сосняк, росший здесь еще в прошлом году, вырубили и теперь подъем идет через лесоповал, что жутко неудобно. Похоже министерство туризма решило облагородить тропинку к Старику и привлечь сюда новые толпы ленивых туристов.

Поднимаемся, распугивая пасущихся овец. Подъем на 350 метров занимает около часа. Забрались на первую точку, а она, надо сказать, находится на склоне горы под приличным углом,  сидеть вообще неудобно и рюкзак нормально не оставить. Вот так вот положил рюкзак, открыл, а из него GoPro как вывалится, как покатится вниз, набирая скорость... Матерясь бегу следом, пытаясь не переломать ноги среди торчащих камней. Жаль она не снимала в этот момент, получилось бы забавное видео! Остановил наш счастливый полет возникший на пути камень. Самое противное, что теперь нужно было подниматься обратно на точку. Но рассвет был щедрым и все мои страдания оплатил сполна.

Возвращаемся в наш шикарный отель. До завтрака еще есть пара часов сна. Дальше мы отправимся в Форт-Уильям - второй по величине город шотландского Хайленда, хотя находясь в нем, верится в это с трудом. Очень тихий, спокойный и уютный Форт Уильям находится у подножия самой высокой горы британских островов - Бен Невис - и туристы используют его как базовую стоянку для ознакомления с ближайшими окрестностями: долина Гленкоу, озеро Шиль и виадук Гленфиннан и, собственно, сам Бен Невис. Обычно мы с фотографими здесь базируемся для съемки виадука и окрестностей, но данная поездка укороченная и в этот раз у нас другие приоритеты. Поэтому мы перекусили в местном пабе, посмотрели футбол с буйными шотландскими фанатами, и поехали заселяться в отель.
Отель Loch Leven расположен на берегу озера Левен в очень приятном месте с видом на озеро и горы. Здание довольно старое со скрипучими полами, маленьким комнатами, но тем не менее чистое и комфортное. Неплохо было бы отдохнуть здесь пару дней, но...

На рассвет отправляемся в долину Гленкоу. Въехали в облако тумана и катались в нем пока совсем не рассвело. Когда солнце поднялось уже довольно высоко и разогнало туман, свет перестал быть интересным и мы поехали завтракать. Однако чудная отражалка в озере напротив отеля отодвинула наш завтрак на полчаса.

Сегодня мы покидаем Хайлендз и возвращаемся в Эдинбург. По пути заезжаем поснимать "трех сестер Гленкоу". Хотя "сестер" и три, но в кадр часто попадают только две, третья стоит немного особняком и, да простит она меня, выглядит не очень.

В качестве бонуса на фоне гор нам позировал волынщик. За отдельную плату. Было немного неловко видеть, как "наши" туристы украдкой из-за спин других фотографировали музыканта и быстро юркали в автобус. Ну серьезно, не обеднели бы на несколько пенсов...

Едем дальше. Проезжая мимо очередного старинного здания, решаем остановиться поснимать. На парковке собралось неожиданно много транспорта, в том числе байков. Внутри здание оказалось дремучим пабом чуть ли не 17 века...
Бармен подбросил пару торфяных брикетов в камин и вернулся за стойку. Зал заволокло дымом, который скрыл немногочисленных постояльцев. Головы животных по стенам и вековая паутина добавляли мрачности заведению. Снаружи послышался нарастающий топот копыт. Через мгновение топот стих и донеслось фырчанье лошади. Промелькнувшая тень в  закопченном окне заставила всех обернуться и уставиться на дверь. Она резко открылась: путник был облачен в дорожный кафтан, весь мокрый от непрекращающегося сутки  дождя... - Эля и хагиса, - бросил он бармену и направился через весь зал к свободному столику , пригибаясь под низкими черными от торфяной копоти балками.
Думаю, как-то так могло все выглядеть здесь лет триста назад. А сейчас в пабе сидят несколько местных, уплетающих деревенскую похлебку, толпится кучка восхищенных туристов с фотоаппаратами, да парочка немолодых немцев зашла с улицы и спрашивает стоимость ночлега...

После разговора с барменом выяснилось, что мы ненамного ошиблись - паб основан в 1705 году. Он представляет собой традиционное шотландское  придорожное питейное заведение и постоялый двор. Мы с удовольствием  выпили по чашке кофе под тяжеленными многовековыми балками, хотя бармен и надеялся раскрутить нас на несколько пинт.  Увы, мы за рулем и рулим в Глазго, где проведем остаток дня.

Утром, выспавшись за всю неделю и позавтракав в отеле, все время до отлета мы гуляли по столице Шотландии, добивая не добитое в первые дни, любуясь красотами, покупая сувениры...

В принципе формат фототура "один на один" мне очень понравился. Думаю, клиенту тоже удобно - гид в полном его распоряжении, все капризы и желания выполняются по первому зову :) В следующем году уже намечается парочка подобных туров. Так что если группы, даже небольшие - это не ваше, то, добро пожаловать в индивидуальный тур!